Региональный методический семинар-совещание «Дополнительное образование детей Иркутской области в контексте инноваций» День второй

15 февраля 2022 года в рамках проведения Регионального семинара-совещания «Дополнительное образование детей Иркутской области в контексте инноваций» ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования Иркутской области» прошла работа секции «Театр» (Трек № 2) по теме «Театральная педагогика как инновационная модель воспитания личности ребенка». Модератор секции: Артименко Ольга Анатольевна, методист.

В работе секции приняло участие 30 педагогов дополнительного образования детей в сфере театра (очно, с соблюдением мер профилактики против — Covid-19″) и 18 человек педагогов в режиме онлайн. Большой интерес вызвали мастер-классы преподавателей Иркутского регионального колледжа педагогического образования Симонова А.А («Теория создания сценического образа, основанная на наблюдении за предметом»), Плотниковой Т.И. преподаватель высшей квалификационной категории по сценической речи, руководитель школы техники речи «Говори красиво» г. Иркутск («Голосоречевой тренинг» (дикция, дыхание, голос).

Педагоги театральных коллективов г. Иркутска выступили с обобщением и представлением педагогического опыта: Ткаленко Е.Ю., педагог дополнительного образования, руководитель театральной студии «Маски» МБОУ г.Иркутска ДДТ № 3 (мастер- класс «Театральная педагогика «Работа с чувствами») , Саватеева А.С. педагог дополнительного образования Центр творчества «Октябрьский» г. Иркутск, хореограф образцового театра «Зеркало» (мастер-класс по сценическому движению «Баланс»), Романенко К.П. методист по искусству звучащей литературы ДДТ № 1 г. Иркутска, художественный руководитель городского конкурса Русское слово, областного конкурса чтецов «Во глубине Сибирских руд», Международного конкурса «Азия говорит по русски»(доклад «Постановка дыхания в искусстве чтеца». «Работа с чтецом при видеосъемке»), Казимиренок У.А., педагог дополнительного образования ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»(«Технические требования к видеосъемке чтецов»), Щербак И.В., педагог дополнительного образования театральной студии «Бусинки» МБОУ г. Иркутска СОШ № 19 (мастер-класс «Сценическая речь. Работа с мячом», Пузакова И.Н., педагог дополнительного образования  МБОУ г. Иркутска СОШ № 12 Театральная студия «Юные лицедеи» (мастер-класс «Разминка в русском народном стиле  «Русские народные хороводные игры»), Полесье К.В., педагог дополнительного образования Центр творчества «Октябрьский» г. Иркутск, руководители образцового театра «Зеркало», Владимирова А.А., педагог дополнительного образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 19., Ефименко Э.М. педагог дополнительного образования ВКК, руководитель театральной студии «Маски» МБОУ г.Иркутска ДДТ № 3  (мастер-класс «Звуковое оформление спектакля»).

Свои спектакли показали лучшие театральные коллективы г. Иркутска и Ангарска  — спектакль «В поисках радости»(Центр развития творчества «Октябрьский» г. Иркутск Режиссер Полесье К.В., хореограф Саватеева А.С.), спектакль «Детвора» по произведениям А.П.Чехова (Театр «Родничок» г. Ангарск, режиссер, педагог дополнительного образования  Хамитов Т.Р.)

В конце семинара проведен Круглый стол «Театральная деятельность как новая территория современного образования», на котором участники обсуждали и предлагали идеи для развития театрального движения в Иркутской области. Вынесено решение о создании сообщества педагогов дополнительного образования Иркутской области в сфере театра для разработки мероприятий по повышению квалификации педагогов дополнительного образования, проведения фестивалей, конкурсов и обмена опытом. В режиме онлайн работал трек №7 «Дополнительное образование детей с инвалидностью: условия и возможности развития». Подключилось к семинару  249 человек.

Перед участниками выступила учитель отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Татьяна Ткаченко. Она рассказала о работе Реабилитационного центра, который  оказывает социальные услуги детям-инвалидам в двух формах: стационарной и полустационарной.

На сегодняшний день большинство детей-инвалидов с сохранным интеллектом находятся на домашнем или смешанном обучении.  Формат массовой школы и дополнительного образования им не всегда доступен. Выходом  в  сложившейся ситуации  является  дистанционное обучение – обучение, позволяющее каждому ребенку с инвалидностью найти оптимальный способ получения образования. Сотрудники отдела по работе с детьми с особенностями развития и инвалидностью ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»  рассказали о своих наработках в данном направлении: формат обучения и его условия, применяемые технологии, повышение педагогического профмастерства педагогов, представление опыта на различных уровнях. Рассказали о победах и участии детей-инвалидов во Всероссийских фестивалях и конкурсах, о выездных мероприятиях «Школы общения» в рамках благотворительного  марафона-эстафеты «Помоги ребенку, и ты спасешь мир!». Презентовали дистанционные конкурсные и информационные мероприятия.

К трансляции присоединилась Юлия Селезнева, директор центра по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья ИГУ. Она рассказала об особенностях вступительных экзаменов и наличии бюджетных мест, о том, какие специальности доступны поступающим, о тьюторском сопровождении и о том, есть ли помимо обучения у студента – инвалида возможность самореалиации не только в учебе, но и в студенческой жизни.

В онлайн формате работал трек № 10. «Технологии и практики достижения целей и общественно-значимых результатов Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».

  Участие в круглом столе «Муниципальный опорный центр – методический центр развития дополнительного образования в муниципальном образовании» приняли 79 человек из 18 муниципалитетов Иркутской области.

В ходе мероприятия рассмотрены стратегические задачи и функции региональной системы дополнительного образования, в том числе роль муниципальных опорных центров в развитии системы дополнительного образования региона. С докладами вступили   начальник отдела воспитания и дополнительного образования министерства образования Иркутской области Сергей Владимирович Перфильев, директор ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» Евгения Юрьевна Бессонова, руководитель ФРЦ дополнительного образования художественной направленности ВЦХТ Лариса Семеновна Львова, руководитель МОЦ г. Вязьма Смоленской области Лидия  Павловна Чинарева.

По словам Екатерины Нестеровны Разумиловой, Региональный модельный центр ведет активную работу по распространению лучших практик и опыта работы муниципальных опорных центров: «Деятельность МОЦ рассматривается, как ключевой механизм формирования региональной системы дополнительного образования детей. Надеемся, что передовой опыт коллег станет для Вас источником новых идей, подходов и технологий, поможет в разрешении проблем, возникающих в педагогической практике».

В рамках работы трека № 1 прошла вторая часть семинара «Инновационные формы и методы по созданию образовательного контента в дополнительном образовании в эпоху цифровизации», посвященная региональному опыту. Как отметила модератор площадки Любовь Хилханова, в настоящее время цифровизация образовательного контента – неотъемлемая и безусловная часть дополнительного образования детей. На семинаре обсуждались вопросы безопасного цифрового пространства, обучающегося и перспективы использования цифровых ресурсов в исследовательской работе, вовлечение детей в дополнительное образование через цифровой контент.